Юзабилити сайта

принципы юзабилити сайта

Юзабилити сайта – это комплексный термин, который указывает на удобство взаимодействия с ресурсом. В это понятие входит очень много аспектов, включая: интерфейс, качество контента, скорость загрузки сайта и многое другое.

В условиях конкуренции делалось всё, чтобы привлечь внимание пользователей. Создавались проекты, наполненные огромным количеством функций. Но практика показала, что слишком сложный ресурс отпугивает пользователей, поэтому ставку нужно делать на удобный сайт.

Чем проще и понятнее ресурс, тем выше посещаемость и конверсия. Если же пользователю нужно время для того, чтобы сориентироваться, то вы рискуете безвозвратно потерять клиента. Ведь в соседних вкладках у него уже открыты аналоги, которые предлагают идентичные услуги.

Критерии юзабилити:

  1. Эффективность.
  2. Простота.
  3. Запоминаемость.
  4. Ошибки.
  5. Удовлетворенность.
  6. Полезность и практичность.

Рассмотрим эти критерии подробнее:

  • первый пункт показывает, насколько быстро пользователю удается сориентироваться и найти то, что он искал;
  • далее оценивается насколько удобно перемещаться со страницы на страницу для совершения различных действий. Обилие всплывающих окон будет мешать, вызывая раздражение;
  • если посетитель быстрее ориентируется на сайте при повторном посещении, это указывает на хорошо продуманный ресурс;
  • на web-юзабилити также влияет способность сайта направлять посетителей и не давать им совершать грубые ошибки в процессе поиска нужной информации;
  • удовлетворенность – это субъективная характеристика, которая дает возможность оценить впечатление от пребывания на ресурсе;
  • полезность и практичность – не менее важный параметр, которым не стоит пренебрегать. Если наряду с положительным пользовательским опытом отсутствует полезная информация, то вам не удастся добиться результата.

Соответствие перечисленным критериям – гарантия того, что посетитель совершит нужное действие: закажет услугу, купит товар, подпишется на рассылку и т. д.

Принципы юзабилити сайта:

  1. Четкая структура.
  2. Понятная навигация.
  3. Удобный поиск.
  4. Высокая скорость загрузки.
  5. Продуманный дизайн.
  6. Качественный контент.
  7. Отсутствие технических ошибок.

основы юзабилити

Четкая структура

Информация на сайте должна быть предоставлена в виде четких разделов и блоков. Это позволит пользователю совершить нужное действие (найти информацию или сделать заказ) за минимальное время. Сейчас для создания последовательной структуры часто используют иерархическую структуру, которая выглядит следующим образом: раздел, категория, подкатегория, материал или карточка товара (если речь идет об интернет-магазине).

На usability сайта влияет тематика контента. Не нужно нагружать сайт лишней информацией и отклоняться от основного направления ресурса, это только собьет с толку целевую аудиторию.

Понятная навигация

Пользователь должен понимать, где он находится в данный момент и как вернуться на предыдущую страницу. Для этого UI/UX специалисты рекомендуют:

  • разместить на всех страницах сайта ссылку на главную страницу;
  • использовать так называемые «хлебные крошки» – путь от главной страницы до той, на которой пользователь оказался в данный момент;
  • составить карту сайта – особенно актуально для крупных ресурсов – помогает быстро сориентироваться и найти нужный раздел.

Удобный поиск

Правила юзабилити предусматривают использование поискового средства с заметной кнопкой. Это жизненная необходимость для многостраничного ресурса.

Высокая скорость загрузки

Быстрая загрузка страниц – важный фактор. Решить эту задачу можно разными способами: убрать лишние графические элементы, удалить анимированные заставки, сократить количество рекламных баннеров. Главное, чтобы эти действия не повлияли на содержание страниц негативным образом.

Продуманный дизайн

Чрезвычайно обширный и влиятельный аспект, который усложняется субъективностью. То, что нравится одному, не понравится другим, поэтому здесь не советуют экспериментировать. Использование стандартных и минималистичных решений, которые не отвлекают от основной информации – это основы юзабилити.

Качественный контент

Информация – то, зачем приходят на сайт. Качество контента должно быть на высоте и соответствовать требованиям SEO-оптимизации. Чтобы добиться хороших результатов, тексты необходимо: структурировать, использовать интересные заголовки, подавать информацию понятно, ёмко и по теме. Важно также проверять публикации на ошибки и в разумных количествах использовать графические материалы.

Отсутствие технических ошибок

Технический аудит – важный этап, который поможет избавиться от битых ссылок, продублированных страниц, лишнего и ненужного кода и других ошибок, которые влияют на работу сайта.

критерии юзабилити

Проверка юзабилити сайта: какие бывают способы?

Анализ юзабилити проводится с двух позиций: качественной и количественной. В первом случае ресурс проверяется на функциональность, качество контента и стабильную работу, во втором – время отклика, скорость загрузки страниц, поиска нужной информации и т. д. Ранее мы уже рассмотрели все эти параметры.

Существуют и другие способы проверки, которые необходимо использовать, если вы заметили резкое снижение посещаемости, глубины просмотра, увеличение показателя отказов и т. д. Все это указывает на то, что требуется тщательная оценка юзабилити сайта:

  • анализ статистики – отслеживание активности пользователей, которое проводится специальными инструментами, самые популярные из них: Яндекс. Метрика, Google Analytics и Bitrix;
  • анализ отзывов посетителей – предполагает взаимодействие с целевой аудиторией посредством формы обратной связи;
  • тестирование через веб-инструменты – использование специализированных сервисов, которые проверяют сайт на ошибки;
  • наблюдение за фокус-группой – формирование команды аналитиков, которые будут выполнять определенные действия, и озвучивать свое мнение по теме;
  • проверка действий пользователей – наблюдение за действиями посетителя на ресурсе с последующим анализом поведенческих факторов.

В веб-студии WebTune вы можете заказать оценку и улучшение юзабилити сайта. Для этого у нас работают опытные UX-специалисты, которые проведут тщательный анализ ресурса, найдут самые слабые места, составят чек-лист и разработают алгоритм по устранению ошибок. Разумеется, провести проверку сайта на соответствие основным критериям можно самостоятельно. Но без соответствующего опыта, навыков и знаний, вы получите только обобщенные данные и не сможете провести глубокую экспертизу.

Надеемся, что перечисленная в статье информация помогла вам понять, что юзабилити это важно.