Виды тестирования сайтов

виды тестирования сайтов

Перед тем как выпускать готовый проект в «свободное плавание», необходимо провести обязательное тестирование веб-сайта. Это финальный этап работы, который заключается в проверке работоспособности всех функций ресурса и его соответствия техническому заданию.

Здесь подразумевается проведение масштабной работы. Задача заключается в том, чтобы проверить систему от начала и до конца. Если этого не сделать, то на сайте все время будут возникать ошибки. В результате пользователь останется недовольным и уйдет к конкурентам, а ваш ресурс займет невыгодную позицию в поисковой выдаче Гугла или других систем. Чтобы исправить ситуацию: в лучшем случае придется доработать сайт, в худшем – заняться повторной разработкой, а это приведет к колоссальным тратам времени и денег.

Основные виды и типы тестирования:

  • функциональное тестирование;
  • тестирование юзабилити (проверка удобства пользования);
  • тестирование совместимости (конфигурационное тестирование);
  • тест на производительность;
  • проверка безопасности.

Чтобы получить на выходе качественный продукт, нельзя пропускать ни один из перечисленных этапов. Разумеется, мы подробно рассмотрим каждый из них, а также узнаем с чего начать работу, с какой целью проводится и что включает в себя тот или иной вид проверки.

Функциональное тестирование

Функциональное тестирование сайта – это один из самых масштабных видов работ, с которого все начинается. Основная цель – убедиться в корректности работы основных функций сайта. Чек-лист на этом этапе выглядит следующим образом:

  • проверка ссылок (внутренних, исходящих, изолированных и т. д.);
  • проверка форм – в дальнейшем позволит взаимодействовать с пользователями и получать от них данные;
  • тест файлов cookie – необходим для поддержки сеансов с авторизацией;
  • валидация HTML/CSS – проверка на отсутствие серьезных синтаксических ошибок и доступа ресурса для разных поисковых систем;
  • проверка базы данных – здесь нужно проследить за правильностью выполнения запросов, а также извлечения и обновления данных.

Помимо этого в функциональный тестинг также входит другая классификация видов тестирования. Различают следующие разновидности:

  • ad-hock проверка – не предполагает предварительной подготовки. Этот метод помогает быстро ознакомиться с системой, а также обнаружить основные неисправности;
  • негативный тестинг – выявляет неверные данные и значения, которые могут привести к нестабильной работе системы;
  • проведение эквивалентных тестов – группа тестов, направленных на обнаружение конкретной ошибки;
  • исследовательская проверка (exploratory testing) – методика, позволяющая одновременно разрабатывать и выполнять тесты, а заодно тщательно изучить готовый продукт.

тест план тестирования сайта

Тестирование веб-ресурсов: юзабилити

Проверка удобства использования помогает оценить восприятие дизайна сайта и его функционал пользователем и то, насколько долго он готов не закрывать вкладку с ним. Сайт должен быть последовательным и четко структурированным. На этом этапе критерии проверки включают следующие пункты:

  • навигационное тестирование – проверка доступа к меню, страницам, блокам, полям и кнопкам. Важно, чтобы структура была логичной и понятной;
  • проверка контента – проверяется грамматика и орфография, размещение заголовков, а также соответствие размеров изображений;
  • комфорт пользования – проверка структуры и наличия лишних элементов.

Типы и виды тестирования на совместимость

На этом этапе проверяется адаптивность сайта. Это так называемое нефункциональное тестирование, которое позволяет увидеть, насколько корректно отображается ресурс на разных разрешениях, браузерах и устройствах. Различают:

  • кроссплатформенный тестинг – проверяется работа сайта на различных операционных системах и их версиях;
  • проверка на кроссбраузерность – сайт должен одинаково хорошо функционировать во всех известных браузерах (Google, Яндекс, Firefox, Internet Explorer и т. д.). Он также должен правильно отображаться, на что влияет качественная верстка;
  • тестирование на мобильных устройствах – здесь многие ошибки остаются незамеченными. Специалисты применяют различные виды тестирования сайтов для их проверки на адаптивность.

Тест на производительность

Важный этап проверки, который помогает оценить стабильность работы ресурса в критических ситуациях. Включает следующие методы:

  • нагрузочное тестирование – проверяется способность одновременной обработки большого количества пользовательских запросов. Проводится для того, чтобы определить пропускную способность ресурса или отдельных страниц;
  • стресс-тестирование – проверка устойчивости системы в экстремальных условиях. Помогает избежать поломок во время сильных нагрузок, а также определить их допустимый уровень;
  • проверка на скорость соединения – проверяется время отклика сайта.

Нужно отметить, что тест на производительность может включать различные этапы тестирования сайта. Мы перечислили лишь основные пункты, которые можно расширить в зависимости от ваших целей.

Проверка безопасности

Этот вид проверки – ключ к надежной работе сайта. Основная задача состоит в том, чтобы выявить самые слабые места, которые могут привести к потере данных или нарушению работы системы. Для этого обычно имитируют атаку вредоносного источника, а затем устраняют найденные угрозы.

этапы тестирования сайта

Преимущества тестирования сайта специалистами

Тестирование сайтов может проводиться разными способами. Для этого специалисты разрабатывают стратегию, которая включает определенные этапы тестирования веб-проектов с подробным планом действий, чтобы ничего не упустить.

Следует отметить, что проверка может проводиться вручную или в автоматическом режиме. Автоматизирование предполагает использование различных программ и сервисов, которые существенно экономят время, что особенно важно для проверки масштабных проектов. Но нельзя недооценивать ручной способ, который помогает оценить удобство системы и дизайн с точки зрения пользователя. В результате вы получите:

  • стабильный, безопасный и надежно защищенный ресурс;
  • удобный и функциональный продукт, который будет привлекать новых пользователей;
  • экономию ресурсов и времени на поддержку работы сайта.

В веб-студии WebTune можно заказать тестирование web-сайтов, включая А/Б тестирование. Для этого работают опытные QA-специалисты, которые способны повысить эффективность работы ресурса или его отдельных систем.